Массандра - дворец как из сказки Шарля Перро 29 января 2013 в 17:00 | Общество » Наследие

27 октября 2013 - Админ

Не так уж и много на территории бывшего СССР можно найти зданий, о которых можно сказать, что прямо перед вами дворец для съемок кинофильма о трех мушкетерах или Марии Медичи, и что он ничуть не хуже, чем знаменитые замки на Луаре в Блуа и в Шенонсо. Один из них расположен на территории Крыма в знаменитом Массандровском парке по дороге в Ялту.


Природа плюс искусство


Случилось так, что после присоединения Крыма к России Массандра сменила нескольких хозяев и побывала и барской усадьбой, и "экономическим" (то есть доходным) имением семьи графа Воронцова, однако стоящий в ней дом в конце 1870-х годов оказался разрушен сильной бурей. Сам Воронцов к этому времени уже умер и усадьбой распоряжался его сын Семен. Дети же во все времена старались если уж не превзойти отцов, то хотя бы от них не отставать. Поэтому-то он и решил построить здание нового особняка в виде старинного французского замка, конечно, не такого большого и пышного, как знаменитый Воронцовский дворец в Алупке; пусть камерного, но, тем не менее, это все равно должен был быть замок. Он заказал проект французскому архитектору Е. Бушару, за год чертежи были сделаны, и строительная работа началась. Окружающая природа была прекрасна (с этим непременно согласится всякий, кто там побывал), оставалось только лишь еще больше украсить и раскрыть ее искусством.


Читайте также: Истории любви: талант и дворянка


В целом то, что получилось у Семена Воронцова, уже напоминало сегодняшний дворец, который, по замыслу хозяина, должен был представлять небольшую дачу для отдыха, лишенную парадных залов и апартаментов, но зато с уютными комнатами для общения в тесном семейном кругу. Основу композиции Бушара составили две башни, между которыми находился вход в замок. Каменная кладка была сделана из нарочито грубо обработанного камня-известняка, что придавало зданию довольно суровый и по-настоящему "средневековый" вид, органично вписывающийся в местный ландшафт. Оживляли постройку островерхие крыши со шпилями и изящные мансарды. На здание уже приезжали любоваться из Ялты, когда в 1881 году друг за другом скончались и архитектор Бушар, и сам заказчик, из-за чего его строительство замка остановилось на целых восемь лет.


Когда новое лучше старого



В 1889 году имение приобрела казна, главной ценностью в то время был его парк с прекрасными виноградниками и винодельней. И то, и другое понравились тогдашнему императору России Александру III, и он охотно заезжал в Массандру всякий раз, когда оказывался в Крыму. Ну, а его супруга Мария Федоровна частенько гуляла в этом парке вместе со своим сыном Георгием, больным туберкулезом, не щадившим в ту пору и семьи царей. Забота о сыне побудила Александра III достроить дворец, что было поручено архитектору М. Е. Месмахеру.


Однако только в 1893 году им была начата частичная перестройка фасадов. Вместо одноярусной башни на южном фасаде появилась трехъярусная с двуглавым золоченым орлом на шпиле. Полезную площадь дворца увеличили за счет открытых галерей, террас и балконов, расширили вестибюль, сделали просторнее ванные комнаты.


Но самые главные изменения коснулось внешней отделки. Серый камень стен облицевали желтой метлахской плиткой, на фоне которой особенно четко стали выделяться резные карнизы и мощные каменные блоки руста на порталах окон, и серая двойная лестница на входе. Крыша — также серого цвета, была выполнена из пластинок французского чешуйчатого графитного шифера, производящего впечатление изящной каменной чешуи. Теперь здание уже больше напоминало о временах Людовика ХIII — эпохе раннего французского барокко, так что его даже называли "маленьким Версалем". При этом в нем было и паровое отопление, и электрическое освещение, и автомобильный гараж.


Дополнением к архитектуре самого здания служили декоративные вазы на парапетах, арки с барочными рельефами, и многочисленные скульптуры античных богов, украшавшие всю придворную часть разбитого перед дворцом парка, состоявшего из нескольких понижающихся террас. Это были гипсовые копии статуй из Берлинского музея, причем окрашенные под цвет мрамора. Все "женские" фигуры группировались вокруг южной части дворца, где находились покои императрицы, а вот "мужские" — на северной, напротив покоев императора. Из 29 фигур в настоящее время уцелело всего лишь шесть, причем по иронии судьбы все они оказались парными: два сатира, две химеры, и два сфинкса, а все остальное пропало за годы революций и войн.


Рейтинг: 0 Голосов: 0 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

  Реклама на сайте | Помощь | Авторские права | Наши контакты | Лента активности

Здесь ежедневно публикуются новости города, статьи, важные события и происшествия.
На сайте вы найдете интервью, консультации по актуальным для жителей города.
 
Новая социальная сеть для общения поклонников автомобилей Opel © 2018